ИТ-инфраструктуры организаций

ИТ-инфраструктуры организаций

ИТ-инфраструктура и ИТ-стратегия

Под ИТ-инфраструктурой организации понимается вся совокупность имеющихся в ней сервисов и систем, сетей, технических и программных средств, данных, автоматизированных процессов.

Между разными частями ИТ-инфраструктуры существуют многочисленные взаимосвязи: один процесс может обеспечиваться несколькими автоматизированными системами, системы могут обмениваться друг с другом данными, системы более низкого уровня служат механизмами реализации систем более высокого уровня и т. п. При этом взаимосвязи могут быть как явными, так и опосредованными, но при этом очень важными. Например, если и в бухгалтерской, и в CRM-системах хранятся данные о контрагентах, возникает проблема их согласования. Если автоматизированная система получает нормативно-справочную информацию из другой системы по протоколу HTTP, то получается, что ее работоспособность зависит от работоспособности HTTP-сервера, который может формально не входить в состав ни одной из этих систем.

Таким образом, ИТ-инфраструктура организации — это не просто набор ИТ-решений, случайным образом собранных в одном месте. Она представляет собой крупную (на порядки превосходящую масштабом каждую из своих частей) интегрированную систему, обеспечивающую деятельность организации в целом. Как любую систему, ее необходимо целенаправленно проектировать и правильно эксплуатировать. С другой стороны, ее размеры, сложность и сроки жизни таковы, что обращаться с ней, как с обычной автоматизированной системой, не получается. Деятельности человека, который решился бы спроектировать и реализовать ее от начала до конца, противостояло бы слишком много случайностей и внешних влияний.

Надо ли долго объяснять, что пускать развитие ИТ-инфраструктуры на смотек тоже нельзя? В случае ИТ-инфраструктуры на место технического задания и технического проекта приходит ИТ-стратегия. Она представляет собой систему приоритетов, правил и планов позволяющих добиваться адекватности ИТ-инфраструктуры потребностям бизнеса.

Документация на ИТ-инфраструктуру

Реализация ИТ-стратегии требует владения разнообразной информацией о ней. Эта информация нужна всем: ИТ-директору и его подчиненным, руководству организации, руководителям бизнес- подразделений, пользователям, внешним исполнителям и консультантам.

Приблизительный состав технической документации на ИТ-инфраструктуру организации представлен в табл. 1.

Таблица 1. Состав технической документации на ИТ-инфраструктуру

Документ Аудитория Содержание
Документация на ИТ-нфраструктуру в целом
ИТ-стратегия - руководство компании
- начальники бизнес-подразделений
- ИТ-специалисты
цели и задачи ИТ-подразделения, принципы его взаимодействия с бизнес-подразделениям, подход к информатизации компании, основные ИТ-активы, планы развития ИТ-инфраструктуры в среднесрочной перспективе, бюджетная и кадровая политика
Корпоративный тезаурус все сотрудники и контрагенты организации используемыее в компании термины (как в области ИТ, так и в затрагиваемых предметных областях), их источники, переводы, примеры употребления
Стандарты организации в области ИТ - ИТ-специалисты
- внешние исполнители
правила ведения нормативно-справочной информации, форматы данных, протоколы обмена данными, программные интерфейсы, управление требованиями, типовые технические решения, стиль программирования, управление версиями, управление конфигурациями, порядок испытания и тестирования систем, требования к документированию
Описание процессов ИТ-подразделения, SLA и регламенты - ИТ-специалисты
- начальники бизнес-подразделений
- пользователи
услуги ИТ-подразделения и правила их предоставления бизнес-подразделениям, регламенты получения ИТ-услуг бизнес-подразделениями и отдельными пользователями, внутренние процессы и процедуры ИТ-подразделения
Схема информатизации компании - руководство компании
- начальники бизнес-подразделений
- ИТ-специалисты
- внешние исполнители
кто чем и для чего пользуется: доступность сервисов и систем в разных подразделениях организации, автоматизированные и неавтоматизированные участки работы
Схема информационных потоков - ИТ-специалисты
- внешние исполнители
точки поступления данных в системы, хранение данных, обмен данными между системами, дублирование данных и операций по их вводу
Схема взаимной зависимости сервисов и систем - ИТ-специалисты
- внешние исполнители
использование сервисами и системами данных и механизмов, предоставляемых другими сервисами и системами, критические и некритические зависимости
Документация на компоненты ИТ-инфраструктуры
Описание структуры организации и ее процессов (деятельности)
Документация на базовые сервисы и системы в корпоративной сети
Документация на прикладные автоматизированные системы
Документация на внесистемные технические и программные средства

На рис. 1. показана схема потоков данных телекоммуникационного оператора

схема потоков данных

Рисунок 1. Пример схемы потоков данных телекоммуникационного оператора

Информационные ресурсы ИТ-подразделения

Конфигурационная база данных

Конфигурационная база данных содержит сведения обо всех (или, во всяком случае, о наиболее значимых) компонентах ИТ-инфраструктуры и взаимосвязях между ними. В частности, в конфигурационную базу данных могут быть внесены:

  • серверы и наиболее важные рабочие места;
  • системные сервисы (серверы баз данных, HTTP-серверы, Microsoft Exchange и т. п.);
  • наиболее важные базы, каталоги и другие хранилища данных;
  • автоматизированные системы, их подсистемы и АРМы, роли пользователей.

В качестве нормативно-справочной информации в конфигурационную базу данных вносят сведения о структурных подразделениях, процессах, операциях.

На каждую учетную единицу заполняют структурированную карточку, в которой указываются:

  • наименование учетной единицы;
  • владелец, администратор, пользователи;
  • технические характеристики;
  • физическое расположение (если это имеет смысл);
  • перечень функций и задач;
  • необходимые ресурсы (в т. ч. ссылки на другие учетные единицы).

С каждой карточкой может быть связан (примерно как «аттачмент» с электронным письмом) сколь угодно подробный текст документации на соответствующую учетную единицу.

Ведение конфигурационной базы данных — дело в целом относительно трудоемкое, но намного менее трудоемкое, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, ее вносить в нее информацию можно постепенно. Во-вторых, каждый сотрудник может заполнять ту часть базы, которая непосредственно касается его работы. Такой подход позволит в фоновом режиме поддерживать в актуальном состоянии информацию о составе ИТ-инфраструктуры и взаимосвязях ее компонентов. Разработку подробных текстовых описаний могут взять на себя профессиональные технические писатели, которым вменяется в обязанность снабдить каждую карточку текстовым описанием.

На основе конфигурационной базы данных можно автоматически формировать различные документы, в том числе, формуляры и общие описания систем, важные для ИТ-менеджеров и начальников бизнес-подразделений. При наличии в конфигурационной базе данных текстовых описаний возникает возможность автоматического формирования инструкций по эксплуатации КТС, технологических инструкций и программной документации.

Важное преимущество предлагаемого подхода состоит в том, что формирование всех документов выполняется автоматически. Фактически, эта операция представляет собой обычное формирование отчета по базе данных. В результате:

  • При внесении изменений в данные можно сразу автоматически обновить все документы. Документы остаются актуальными, и между ними заведомо нет расхождений.
  • Автоматически трассируются взаимные зависимости сервисов и систем, формируются таблицы и выстраиваются схемы зависимостей.
  • Автоматизируется работа по оформлению документов. Унифицированные структуры однотипных документов и стандарты оформления поддерживаются на уровне шаблонов.
  • Документы можно формировать в разных форматах: и для вывода на печать, и для размещения на портале в корпоративной сети, в электронной библиотеке и т. п.

Электронная библиотека документации

Важнейшая задача — предоставить доступ к технической документации всем заинтересованным в ней лицам. Если у ИТ-подразделения не получится эту задачу решить, то все усилия по документированию окажутся напрасными.

Всем пользователям документации необходимо обеспечить, как минимум, следующее:

  • ясность структуры документации, возможность понять, какой документ тебе нужен;
  • возможность быстро найти любой нужный документ;
  • уверенность в том, что найденный документ содержит актуальную информацию.

Для доведения документации до тех, кому она необходима, в корпоративной сети можно создать электронную библиотеку, интегрированную с конфигурационной базой данных.

© «Философт», 2008–2017

+7 (499) 500-44-77

mail@philosoft.ru

SpyLOG