Сервисы и автоматизированные системы

Сервисы и автоматизированные системы

Понятие автоматизированной системы

Автоматизированной системой (АС) называется система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. Так это понятие сформулировано в ГОСТ 34.003-90. Подобно многим формальным определениям, оно не добавляет ясности. Что же такое автоматизированная система по существу?

  • Автоматизированная система всегда существует в некоторой конкретной организации и обеспечивает (полностью или частично) именно ее деятельность. Таким образом, каждая автоматизированная система уникальна, что не исключает существования в разных организациях похожих автоматизированных систем.
  • Автоматизированная система обязательно предполагает выполнение пользователями заданных функций по формализованным правилам. Если рабочие места сотрудников организации просто оборудовали компьютерами и сказали: «Работайте, как хотите», это хорошо, но это не автоматизированная система.
  • Автоматизированная система обязательно включает в себя три составляющие: технические средства, программное обеспечение и персонал. При этом происхождение первых двух составляющих принципиального значения не имеет. Можно их закупать, а можно разрабатывать специально для данной системы.
  • Автоматизированная система всегда создается исполнителем для заказчика.
    В качестве последнего всегда выступает та организация, которая намерена автоматизировать свою деятельность, а исполнители могут быть разными. Когда-то это компания системный интегратор, когда-то группа собственных сотрудников.

Существует много программных продуктов в названии которых присутствует слово «система», например, система управления базами данных или геоинформационная система, но это терминологический казус.

Понятие сервиса

Термином сервис мы здесь обозначаем автоматизированную систему, у которой как можно большая часть технических и программных средств физически и организационно вынесена за пределы организации-пользователя.

Предположим, мы создаем автоматизированную систему на базе Microsoft SharePoint. Можно установить этот продукт в компании, для чего потребуется приобрести сервер и лицензии, а можно воспользоваться услугами провайдера, у которого это все уже есть.
В последнем случае мы получим сервис.

Создание в компании сервиса принципиально происходит так же, как создание автоматизированной системы и дает примерно тот же результат: автоматизированную деятельность. Но, как правило, быстрее и с меньшими затратами. Другое дело, что не всякую проблему удается решить с помощью сервиса, во многих случаях приходится создавать обычные автоматизированные системы.

Состав технической документации на автоматизированную систему

В состав технической документации на автоматизированную систему входят две обширные категории документов:

  • Техническая документация на компоненты автоматизированной системы. Она приобретается или разрабатывается вместе с самими компонентами.
  • Техническая документация на автоматизированную систему как таковую (системная документация). Она разрабатывается в процессе создания системы.

Одновременно с этим в составе технической документации на автоматизированную систему могут быть выделены:

  • Документация разработки, которой обмениваются между собой разработчики автоматизированной системы, и которую (хотя бы частично) утверждает заказчик.
  • Эксплуатационная документация, которая фактически является ее составной частью, и которую передают оперативному и эксплуатационному персоналу системы.

В табл. 1 показан состав всей технической документации на автоматизированную систему.

Таблица 1. Состав технической документации на автоматизированную систему

Предмет Покупное Создаваемое
автоматизированная система документация разработки
эксплуатационная
технические средства эксплуатационная документация разработки
эксплуатационная
программное обеспечение эксплуатационная документация разработки
эксплуатационная
В нашей стране состав технической документации на автоматизированную систему регламентирован КСАС.

Документация разработки автоматизированной системы

Документация разработки автоматизированной системы выполняет две функции. Обе они критически важны. Во-первых, документация служит для обмена технической информацией между всеми участниками разработки. Во-вторых, в документации фиксируется техническая часть соглашений между исполнителем и заказчиком. Более того, техническому заданию нередко придают статус приложения к договору на создание системы.

Согласно КСАС, процесс создания автоматизированной системы подразделяется на стандартные стадии. На каждой стадии предусмотрен выпуск определенных документов.
В табл. 2 перечислены наиболее распространенные из них.

Таблица 2. Документация разработки АС (наиболее распространенные документы)

Стадия создания Документ Содержание
Наименование
1 Формирование требований к АС отчеты по НИР текущее состояние автоматизируемого объекта, целесообразность и главные направления автоматизации, принципиально важные требования к будущей АС
2 Разработка концепции АС концепция АС возможные пути реализации АС, их сопоставление и выбор наилучшего
3 Техническое задание техническое задание требования к функциям и техническим характеристикам АС
4 Эскизный проект аналогично техническому проекту (см. ниже), но с меньшей детализацией
5 Технический проект пояснительная записка общие сведения об АС, обзор основных технических решений по ее созданию
описание автоматизируемых функций детализированный порядок выполнения каждой из функций АС (например, описание выполнения бизнес-процессов в автоматизированном режиме)
описание постановки задач формализованные постановки отдельных задач, решаемых при выполнении функций АС (например, транспортной задачи: дан список магазинов, требуется рассчитать оптимальный маршрут грузовика, который развозит товар)
описание проектной процедуры процедуры решения задач в режиме человек-машина (например, ввод параметров заказа, принятого оператором, через серию экранных форм)
описание алгоритма алгоритмы решения вычислительных задач
описание комплекса технических средств состав и характеристики технических средств АС
описание программного обеспечения состав и характеристики программных средств АС
описание информационного обеспечения состав данных, с которыми работает АС, их логическая и физическая структура
описание организационной структуры состав оперативного и эксплуатационного персонала АС, необходимые изменения в организационной структуре заказчика при внедрении АС
6 Рабочая документация программа и методика испытаний условия проведения испытаний АС, описания процедур, позволяющих убедиться в том, что АС соответствует техническому заданию

Эксплуатационная документация на автоматизированную систему

Приблизительный состав эксплуатационной документации на автоматизированную систему в соответствии с КСАС приведен в табл. 3.

Таблица 3. Эксплуатационная документация на автоматизированную систему

Документ Аудитория Содержание
Системная документация
формуляр ИТ-менеджер, отвечающий за эксплуатацию системы, руководитель ИТ-подразделения в организации, внешние исполнители и консультанты назначение системы, ее основные характеристики, сведения о ее текущем состоянии и рекламациях по ней
общее описание системы ИТ-менеджер, отвечающий за эксплуатацию системы, внешние исполнители и консультанты назначение системы, перечень ее основных функций, необходимые для ее работы ресурсы, связи с другими системами
инструкция по эксплуатации КТС системные администраторы, обслуживающие автоматизированную систему порядок обслуживания технических средств автоматизированной системы
технологические инструкции оперативный персонал (пользователи) автоматизированной системы порядок выполнения операций, предусмотренных в автоматизированной системе
Документация на компоненты автоматизированной системы
эксплуатационная документация на технические средства
эксплуатационная документация на программное обеспечение

© «Философт», 2008–2017

+7 (499) 500-44-77

mail@philosoft.ru

SpyLOG